Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Кировской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

95-летие контрольно-ревизионных органов Российской Федерации

Государственный финансовый контроль – новая функция Федерального казначейства.

Государственный финансовый контроль – одна из важнейших функций государственного управления, направленная на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

В 2018 году отмечается 95-летие образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов нашей страны. 23 октября 1923 года постановлением ЦИК и СНК СССР в системе Наркомфина СССР было образовано Финансово-контрольное управление с аппаратом на местах.

На территории Кировской области на разных этапах развития Аппарат главного контролера-ревизора возглавляли Н.П. Одегов, И.Б. Субочевский, Ф.С. Глушков (1955-1965), В.К. Березин (1965-1977), П.В. Шешегов (1977-1990), Ф.А. Зяблицев (1990-1993), В.Н. Крупин (1993-1994), а с 25 апреля 1994 аппарат возглавил П.Н. Яранцев.

Контрольно-ревизионные органы советского периода и 90-х годов были наделены правом производить документальные ревизии всех ведомств, организаций, учреждений, предприятий и бюджетов всех уровней.

Контрольные мероприятия для проверяемых организаций были неожиданностью, и, как правило, начинались с инвентаризации кассы. В ходе ревизий обязательно проводилась инвентаризация товарно-материальных ценностей и основных средств – хищения денежных средств и имущества являлись наиболее серьезными нарушениями финансовой дисциплины.

По первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, составленным в рукописном виде, ревизоры проверяли обоснованность расходования средств на выплату заработной платы, командировочные расходы, а также соблюдение нормативов расходования топлива, продуктов питания и иных товарно-материальных ценностей.

Нормативно-правовые акты и инструкции, необходимые для проведения проверок и ревизий, ревизорами собирались годами и в печатном виде переносились с одной проверки на другую.

Правильность производимых бухгалтерами расчетов проверялась ревизорами с использованием счет, позднее калькуляторов.

По фактам выявленных нарушений возмещения производились в период ревизии. Нередкими были проверки совместно с правоохранительными органами.

Проекты актов ревизий в рукописном варианте ревизоры передавали представителям проверяемых организаций для оформления на печатных машинках.

В Книгу Почета ветеранов финансовой работы Кировской области занесены заместитель главного контролера-ревизора Юферев В.Д., контролер-ревизор Кузнецова Ю.Ф.

27 октября 1998 года на базе аппарата главного контролера-ревизора было образовано с правом юридического лица Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Кировской области, которое возглавил Петр Николаевич Яранцев.

В целях единообразия организации проводимых ревизий и проверок приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н утверждена «Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», в которой впервые содержались обязательные требования к описанию фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии.

Ревизионные отделы начали постепенно оснащаться компьютерами, справочными правовыми системами. С помощью офисного программного обеспечения стало проще производить необходимые расчеты и оформлять акты контрольных мероприятий.

В 2003 году в 7 отделах КРУ Минфина России в Кировской области работало 104 человека, в том числе государственных гражданских служащих - 96 человек. Удаленные рабочие места были организованы в 16 районах Кировской области.

В ходе административной реформы весной 2004 года произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов Минфина России.

9 июля 2004 года на базе Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Кировской области было создано Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) в Кировской области со штатной численностью государственных гражданских служащих в количестве 66 единиц. Формат работы территориальных органов Росфиннадзора в субъектах Федерации стал иным по сравнению с Контрольно-ревизионным управлением. Основное различие заключалось в том, что если раньше проверки проводились в организациях любых форм собственности, то Росфиннадзор был уполномочен проводить проверки только в отношении получателей средств федерального бюджета. При этом добавилось еще два новых направления: контроль валютных операций и осуществление контроля и надзора за органами финансового контроля.

Управлению Росфиннадзора в Кировской области было предоставлено здание в г. Кирове на ул. Степана Халтурина (сейчас ул. Пятницкая), дом 84а.

Для проведения выездных контрольных мероприятий контролерам-ревизорам стали закупаться ноутбуки и мобильные версии справочных правовых систем.

С 2010 года по 2016 год Управлением Росфиннадзора в Кировской области руководил Эдуард Иванович Макаров.

В 2013 году в системе государственного финансового контроля произошли серьёзные изменения - определены полномочия органов финансового контроля, введены понятия бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, установлен целый ряд административных составов за нарушения бюджетного законодательства.

На контролеров-ревизоров возлагаются полномочия по контролю соблюдения федеральными государственными заказчиками обоснования и нормирования в сфере закупок, правильности обоснования начальной максимальной цены контракта, применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта и др.

С появлением новых полномочий, в функциональные обязанности ревизоров входит не только проведение контрольных мероприятий, но и возбуждение административного производства по фактам нарушений бюджетного законодательства и законодательства о закупках.

В целях совершенствования государственного финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и повышения их эффективности Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» было принято решение упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передать функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций Федеральному казначейству, а также даны поручения по обеспечению непрерывности осуществления передаваемых функций и обеспечению сохранности кадрового потенциала.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что задачи, поставленные Президентом РФ, выполнены.

Федеральным казначейством и его территориальными органами обеспечено сохранение основного кадрового потенциала и обеспечена непрерывность осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

Проведена большая работа по внесению изменений в законодательные и нормативные акты, разработке нормативной базы.

Федеральным казначейством приняты документы, регламентирующие этапы планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, утверждены единые формы и требования к документам, которые составляются при исполнении полномочий по контролю, внедрены стандарты внутренней организации контрольного мероприятия. Внедрение разработанных нормативных документов в практику позволило установить единые нормы и правила действий ревизоров в ходе осуществления контроля, сокращение сроков проведения контрольных мероприятий и высвобождение резервов для проведения внеплановых контрольных мероприятий.

Кроме того, следует отметить ряд положительных моментов, которые появились в Казначействе у контрольно-ревизионных отделов для работы, в части осуществления контроля.

Прежде всего, у контролеров-ревизоров появилась возможность использования информационных систем и получения информации об объектах контроля в рамках подготовки к контрольным мероприятиям.

Использование массивов информации о кассовых операциях при исполнении бюджета, содержащихся в информационных системах Федерального казначейства может значительно сократить сроки проведения контрольных мероприятий.

Использование из информационных систем информации расходного блока дает возможность применения риск-ориентированного планирования последующего контроля, то есть запланировать те объекты, в деятельности которых выявлены (пресечены) нарушения в рамках предварительного контроля.

В целях повышения качества осуществления контроля созданы Контрольные комиссии на заседаниях которых объективно и всесторонне рассматриваются результаты контрольных мероприятий с приглашением руководства объекта контроля.

Заключен целый ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе с правоохранительными органами и прокуратурой.